МКОУ "Волобуевская СОШ"
Курская обл.,Тимский район, д.Постояновка
  • Страничка логопеда

    Уважаемые гости, я рада приветствовать Вас на моей страничке.

    Меня зовут Звягинцева Оксана Ивановна. Я работаю учителем-логопедом в школе. На своей странице хочу познакомить Вас как организована  коррекционно-развивающая помощь детям с речевыми нарушениями, поделиться с Вами методическими разработками,  советами по профилактике нарушений устной и письменной речи. 

    Направления работы:

    Диагностика, вопросы воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и консультирование родителей (законных представителей).

     ЗАГАДОЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ЛОГОПЕД

    При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

    Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

     

    И НЕ ТОЛЬКО КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

    Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков, многие удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и  исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи, а также могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

    Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3  книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом,  когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

     И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

    Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

    Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но ... не хочет или балуется.  Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

     

    РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ — СЕКРЕТ УСПЕХА

    «Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу,

    праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

    А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома».  То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

    И в конце хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.

    Кабинет логопеда

    Логопедический кабинет – учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися начальных классов.

    • логопедическое обследование;
    • составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов групповой работы;
    • проведение индивидуальных и групповых занятий;
    • консультирование педагогов и родителей;
    • ведение документации.

    Логопедический кабинет организован как учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, оснащённое комплектом учебной техники, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения логопедических занятий.

    Для успешной деятельности учителя-логопеда в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования логопункта  базируется на соответствующем требованиям методическом и организационном обеспечении.

    Кабинет просторный, теплый, светлый. Для защиты от яркого солнечного света предусмотрены жалюзи. Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

    Кабинет предназначен для проведения различных видов групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с обучающимися, а также для консультативной работы.

    Рабочие зоны логопедического кабинета

    С учетом задач работы школьного логопеда помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

    Фронтальная (учебная) зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей - парты, стулья; классную доску, интерактивную доску и демонстрационные таблицы.

    Зона коррекции звукопроизношения - зона для индивидуальной работы. Оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями, картинным и речевым материалом, необходимыми для работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, приспособлений для дыхательной гимнастики.

    Рабочая зона учителя-логопеда оборудована рабочим столом, компьютерным столом, ноутбуком ASUS», принтером, сиди - дисками, коррекционно-развивающими программами.

    Зона развития мелкой моторики

    Упражнения, используемые как средство развитие мелкой моторики, позволяют развивать память, фантазию, внимание, повышают интерес к учебным мероприятиям, помогают закрепить материал в увлекательной игровой форме. 

    Зона музыкальных инструментов - музыкальные инструменты делают занятия с логопедом веселыми и увлекательными.

    Зона песочной терапии. Основная цель песочной терапии - перенести личный опыт и эмоции на песок, а затем исследовать и интерпретировать результаты работы.

    Зона артикулярной гимнастики. Артикулярная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикулярного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движения органов, участвующих в речевом процессе. 

    Зона развития речевого дыхания. Речевое дыхание  - основа звучащей речи, источник образования звука, голоса.

    Зона  релакса оснащена бескаркасной мягкой мебелью и предназначена для снятия психоэмоционального напряжения

    Информационная зона - наглядная пропаганда, оформление в виде стендов, тематических выставок; также индивидуальные беседы и консультации родителей, педагогов.Тесное сотрудничество с учителями и педагогом-психологом начинается уже в сентябре в процессе диагностики речи обучающихся и продолжается в течение всего учебного года.

    Зона хранения методического и дидактического материала оснащена шкафами с полками. Созданы различные картотеки для развития устной и письменной речи (картотека предметных картинок для развития лексико-грамматической категории слов, для развития связной речи, для коррекции звукопроизношения).

    Правила поведения в кабинете

    Кабинет эксплуатируется с соблюдением правил техники безопасности и учётом санитарно-гигиенических требований и возрастных норм.

    1.      В кабинет входить только с разрешения учителя-логопеда.

    2.      Во время перемены приготовить школьные принадлежности к занятию.

    3.      В кабинете не разрешается во время перемены играть в подвижные игры.

    4.      Категорически запрещается открывать оконные рамы, портить мебель.

    5.      Запрещается без разрешения учителя пользоваться электрической розеткой.

    6.      По окончании урока оставить своё рабочее место в чистоте.

    Методическое обеспечение кабинета

    Каждый год в кабинете пополняется методическая копилка учителя, раздаточный материал, разрабатываются электронные презентации по различным темам программы, изготавливаются наглядные пособия.

    Режим работы учителя-логопеда

    Рабочие программы и инструментарий

    Консультации для родителей

    Информация для педагогов

    Документация

    Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда.

    В своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя которым обязан своевременно и регулярно вести требуемую документацию.

    Документация и ее ведение

    Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит, предлагаются следующие виды документации:

    • Журнал первичного обследования учащихся

    • Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся

    • Речевая карта на каждого логопата

    • Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия

    • Годовой план консультативно - методической работы

    • Перспективные планы по группам

    • Поурочные планы работы

    • Рабочие тетради учащихся

    • В конце учебного года составляется отчет о результатах коррекционной работы

    • Расписание логопедических занятий

    Журнал обследования

    Каждый учитель-логопед начинает свою работу с обследования и заносит результаты этого обследования в журнал. Для журнала обследования учитель-логопед использует тетрадь, в которой записывает фамилию, имя ученика, класс, домашний адрес, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры.

    Журнал учета посещаемости

    Сведения об учащихся, зачисленных на логопедические занятия, отражаются в журнале учета посещаемости, который содержит списочный состав каждой группы, отражает тематику занятий в каждой группе.

    Страницы журнала заполняются аналогично классному журналу. На левой половине журнала находится список детей данной группы, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой — темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом.

    Речевая карта

    На каждого ученика школы для детей с нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. Обследование всех учащихся класса проводится учителем-логопедом в первые две недели сентября.

    Годовой план работы

    Весь комплекс учебно-методических мероприятий отражается учителем-логопедом в годовом плане учебно-методической работы, до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. Годовой план утверждается руководителем учебного учреждения.

    Перейти

    Перспективные планы по группам

    Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

    Поурочные планы работы

    Ежедневные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.

    Рабочие тетради учащихся

    Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, звуковых схем и схем предложений.

    После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

    Интернет-сайты с логопедическими играми

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie